Профилактика насилия в семье

Насилие в семье: о чем нельзя молчать

06.04.2022

 НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

         Нас с детства учат, что семья — главная опора человека. Это место, где мы чувствуем под­держку и любовь, где нас окружают близкие люди, где нас принимают такими, какие мы есть. В семье мы находим понимание и защиту, когда кажется, что весь внешний мир ополчился против нас.

Проблема домашнего насилия в на­шем обществе является неприличной, почти запретной, и поэтому окружена множеством домыслов и легенд. Эти стереотипы нужно разрушать, ведь именно из-за них женщина, стол­кнувшаяся с насилием в семье, не на­ходит понимания и помощи в своем окружении, а часто и вовсе не реша­ется обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой.

         Развенчиваем мифы:

 МИФ № 1. Домашнего наси­лия в современном мире не существует.

По статистике, в Беларуси наси­лие в той или иной форме осущест­вляется в каждой четвертой семье. Ежегодно более четырнадцати тысяч женщин погибают от рук партнера или других близких родственников. До 40 % тяжких насильственных пре­ступлений происходит в семьях.

 Миф № 2. Женщина сама провоцирует насилие и за­служивает его.

К сожалению, это мнение очень распространено в нашей стране, что снова свидетельствует о господстве патриархальных пережитков. В со­знании многих вполне цивилизован­ных людей почему-то сохраняется стереотип, что женщина — некая при­надлежность мужчины, с которой «добрый барин» может обращаться по своему усмотрению.

Мы забываем о том, что человек в принципе не может заслуживать побоев или унижений, и это закреплено в современных моральных и право­вых нормах. Обидчику таким спосо­бом просто очень удобно оправды­вать свои действия.

Миф № 3. Женщина в любой момент может уйти от своего обидчика.

В настоящее время в нашей стра­не женщина далеко не всегда может уйти от мужа, который ее бьет. Чаще всего ей просто некуда обратиться. Также в нашем обществе очень силь­но закреплена социальная и эконо­мическая зависимость женщины от своего партнера.

Миф № 4. Насилие происхо­дит только в неблагополучных семьях.

Семью, в которой регулярно прак­тикуется насилие, никак не назовешь благополучной. Но при этом в соци­альном плане такая семья может ка­заться вполне нормальной: жертвы насилия обычно скрывают происхо­дящее, обидчики чаще всего отлично осознают ситуацию и вполне адекват­ны в общении с окружающими.

Материальный фактор также не играет большой роли: насилие случа­ется в равной степени как в бедных, так и в обеспеченных семьях. Поэто­му материальное или социальное бла­гополучие совершенно не обязатель­но является панацеей от домашнего насилия.

Циклы насилия

Как ни странно, схема поведения мужчины в ситуации насилия до­вольно стандартна для любых семей. Психологи называют это циклом на­силия, и включают в него три фазы:

Напряжение  - на этой стадии происходит посте­пенное накопление негатива: отдель­ные вспышки гнева, учащающиеся ссоры, растущее количество претен­зий. Обидчик начинает позволять себе оскорбления и угрозы в адрес партнерши. При этом часто оба пар­тнера пытаются оправдать поведение мужчины сложной ситуацией на ра­боте или стрессом, и женщина в этой ситуации пытается удержать свои по­зиции в отношениях.

Именно на этом этапе жертве не­обходимо максимально эффективно воспользоваться поддержкой близ­ких людей или специализированных центров: с нарастанием напряжения возможностей балансировать у жен­щины остается все меньше.

Острое насилие - эскалация конфликта доходит до пика, мужчина срывается, проис­ходит сильнейший всплеск негатива. Ни один из партнеров не может отри­цать ситуацию насилия. Но, перейдя границу, мужчина уже не может себя контролировать. Женщины часто чувствуют приближение этого перио­да заранее, усиливается состояние страха и депрессии.

Поддержку будет реально оказать именно на этапе этого «предчувствия»: необходимо помочь осознать женщине возможности избежать острого на­силия, поддержать в принятии этого решения. Могут понадобиться и более конкретные действия – например, по­мощь в поиске укрытия.

«Медовый месяц» - после всплеска острого насилия всегда наступает «тихий» период. Мужчина в это время может быть любящим, виноватым. На этой фазе для партнера характерны обещания исправиться, многочисленные до­казательства любви. Иногда мужчи­на может апеллировать к тому, что партнерша сама «довела» его, что он просто сорвался. Тревога и страх у женщины отступают, все происходя­щее начинает видеться в более спо­койном свете.

А так как адаптивные возможности женщины обычно высоки, ей начина­ет казаться, что все не так уж страш­но и с этим вполне можно мириться. В такие моменты осознать всю тя­жесть происходящего и принять ре­шение об уходе сложнее всего.

Но нельзя забывать, что, случив­шись даже один раз, насилие скорее всего повторится. Если цикл уже запущен, прервать его практически невозможно. Причем при каждом повторении степень насилия обычно возрастает.

Почему так сложно уйти?

Людям, которые никогда не стал­кивались с проблемой домашнего на­силия, обычно кажется, что решается она довольно просто: нужно только уйти от своего мучителя. Действи­тельно, этот выход очень логичен. Что же удерживает жертв домашнего насилия от этого решительного шага?

Чаще всего главным, а нередко и единственным аргументом стано­вится экономическая зависимость от партнера. Женщина далеко не всег­да способна полностью обеспечивать себя и своих детей самостоятельно, не говоря об астрономических рас­ходах на покупку отдельного жилья. И если можно пару дней переноче­вать у подруги, то что делать с более длительными сроками? И, опять же, что делать с ребенком, если он есть?

         Чтобы предотвратить свое попа­дание в этот замкнутый круг эконо­мической несамостоятельности, стоит заранее позаботиться о своем буду­щем. Если есть возможность — не прекращать работать с появлением семьи, чтобы иметь стабильный зара­боток и не терять квалификацию; не продавать жилье, пока не будете на 100 % уверены в партнере.

Правильным шагом будет иметь свои отдельные сбережения «на чер­ный день». При вступлении в брак здоровой и современной позицией является заключение брачного дого­вора, в котором можно четко сформу­лировать отдельные экономические моменты.

Другая причина – страх вспышки агрессии обидчика и обострения на­сильственных действий, вплоть до физической расправы: «найдет, из-под земли достанет и убьет». Хоть этот страх может быть иррациональ­ным, чаще всего он имеет под собой реальные основания. Учитывая дале­ко не всегда адекватное отношение к домашнему насилию у представи­телей правоохранительных органов в нашей стране, невозможно иметь гарантии физической безопасности после разрыва.

Предотвратить возникновение та­кой ситуации и этого обоснованного страха можно и нужно на более ран­них стадиях. Распознать в мужчине склонность к насилию можно по не­которым признакам еще до того, как она начнет реализовываться в семей­ной жизни.

Такими тревожными звоночка­ми, например, является сверхконтролирующее поведение мужчины, вербальная агрессия в ваш адрес, неспособность контролировать себя в неожиданных или экстремальных ситуациях, жестокое отношение к животным.

Эти негативные проявления долж­ны насторожить вас и стать, как ми­нимум, поводом для обсуждения с мужчиной. Еще лучше – обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист подскажет вашему из­браннику, как правильно справлять­ся с внутренней агрессией, контроли­ровать себя в сложных ситуациях.

Но если даже после принятых мер ситуация не меняется и вы начинае­те замечать постепенное нарастание агрессии и появление насильственных действий или намерений, — луч­ше уходить сразу, не дожидаясь кри­тической точки.

Есть и более тонкие психологические причины, по которым женщи­на остается с обидчиком. Одна из них – стыд. Это может показать­ся странным, но нередко женщине стыдно быть жертвой насилия, она берет на себя вину за происходящее или боится показаться слабой, бес­помощной.

Женщина также пытается «не вы­носить сор из избы». А учитывая сте­реотипы, бытующие в нашем обще­стве в отношении домашнего насилия, женщины часто не только не уходят из семьи, но и скрывают факт наси­лия. Они вынуждены хранить своео­бразный «секрет», боясь непонимания или порицания, и не говорят о проис­ходящем даже близким людям.

Другой такой неявной причиной являются традиционные и религиоз­ные нормы, предписывающие жен­щине любой ценой сохранять брак и семью. Женщина в этом случае ста­новится заложником своего несчастья и не видит иных перспектив, кроме как терпеть и продолжать страдать во имя ценностей, не имеющих к ее ситуации никакого отношения.

 ОСТРОЕ НАСИЛИЕ:    руководство к действию

Как обезопасить себя, если вы (или ваши знакомые) уже в ситуации до­машнего насилия и пока не способны из нее выйти?

1.Обязательно расскажите о на­силии тем, кому доверяете.

Хотя бы два человека должны быть в курсе происходящего в вашей семье, чтобы предпринять необходимые действия в случае необходимости.

2.Найдите место, где сможете укрыться хотя бы на время.

Обидчик не должен знать о нем. Постарайтесь не оставлять ему возможности найти вас (записные книжки, конверты с адресами, сообщения на телефоне).

3.Узнайте координаты кризисных служб для женщин в вашем городе.

Туда можно обратиться за психологи­ческой и юридической помощью, а в некоторых городах есть возможность получить временное укрытие.

4. Продумайте пути  отступления, спланируйте маршрут.

Определите, какие двери, окна, лестницы, лифты подходят для этого. Попрактикуй­тесь быстро и безопасно выходить из дома.

5.При приближении конфликта позаботьтесь, чтобы ключи от дома и машины были у вас под рукой.

Стоит подготовить к моменту отхода в без­опасном, но доступном для вас месте что-то вроде «тревожного чемоданчи­ка», где должны быть паспорт и дру­гие важные документы, деньги, сме­на одежды, медикаменты, запасные ключи. Заранее решите, какие ценные вещи вы возьмете с собой.

6.Если вы чувствуете, что инци­дента не удается избежать, поста­райтесь переместиться в помещение, откуда легко выйти.

Избегайте кон­фликта в ванной, на кухне, где есть острые и режущие предметы.

7. В случае острой опасности нуж­но покидать дом немедленно, даже если не удалось взять необходимые вещи.

Помните, что под угрозой на­ходится ваша жизнь!

8. В особенно сложной ситуации оказывается женщина, если во вре­мя ссоры в доме присутствуют дети.

Часто жертвой насилия становится не только мать, но и бросившийся на ее защиту ребенок, ибо человек, находя­щийся в состоянии аффекта, не в со­стоянии контролировать свои эмоции. Ему все равно, кто перед ним: жена, мать, собственный ребенок. Если вы терпите и продолжаете жить с таким домашним тираном, подумайте об ис­калеченной психике своих детей, по­думайте о том, что следующий раз может быть фатальным не только для вас, но и для вашего ребенка. В таких случаях от вас зависит гораздо боль­ше, чем вы думаете.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

·         Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

·         Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

·         Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

·         Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

·         Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

·         Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

·         Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

·         Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

·         Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

·         Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

свернуть

СКАЖИ ЖЕСТОКОСТИ - "НЕТ"

ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

1.     Социально-экономические:

  • длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
  • длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
  • расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

  • необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
  • задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
  • частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

  • антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
  • отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
  • неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
  • несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
  • противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

  • родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
  • устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
  • выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
  • родители или один из них посещает деструктивную секту;
  • родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

 

5. Криминально-аморальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
  • нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

  • проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
  • наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
  • попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
  • оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение  деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
свернуть

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребенку

“Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

 Ответственность за жестокое обращение с детьми

Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственностьКодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

 Эмоциональное насилие

- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка –

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

• используют для запугивания свой рост, возраст,

• на него кричат,

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов – 

• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции – 

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: 

• унижают его достоинство, 

• используют обидные прозвища,

• используют его в качестве доверенного лица,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• ребенка стыдят,

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

• взрослыми растрачиваются семейные деньги.

• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. 

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, 

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

 о физическом наказании

Родителям о наказании

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

свернуть

Консультация для родителей "ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

       Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

     В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами  часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

     Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.

     Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

      Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

  • если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
  • насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
  • часто наблюдается сочетание различных видов насилия;
  • он переживает последствия акта насилия.

    Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

     Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.

Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:

  • рассержены на ребёнка;
  • не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
  • сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
  • хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
  • устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
  • имеют проблемы в отношениях друг с другом;
  • не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;
  • сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;
  • пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;
  • неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;
  • не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
  • не могут разграничить поступок ребёнка и его мотив, требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;
  • не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;
  • не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;
  • не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

    Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни.

    Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга.

    Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

      Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.

    Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

   К формам психологического насилия относят отвержение, терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.

    Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

     Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

    К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечениеребёнкавизготовлениепорнографическойпродукции;вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

   Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также  совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

    Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин.

   Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну,  не «выносить сор из избы»,  что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

   К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность.

    Последствия сексуального насилия для ребёнка самые тяжелые.

    Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:

  • если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.

    Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.

   Наиболее частой причиной домашнего  насилия является алкоголь.

   Еще в 1975 году 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. Спиртное – точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин.

    В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значительную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьёзно влиять на жизнь общества.

   Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Неслучайно среди причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

   Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

   Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

    Именно поэтому в нашей стране ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Здоровая семья– это семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

свернуть

Консультация для родителей "Насильственные действия в отношении несовершеннолетних"

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса.

Насилие   может   иметь   вид   физического, эмоционального   и вербального,   психического   и сексуального принуждения. Эти виды насилия включают широкий диапазон различных действий.

  • Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.
  • Психологическое или эмоциональное насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.
  • Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми  сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
  • Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

 Причины насилия и жестокого обращения с ребенком

По статистике большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми. Каждый из них ставит во главу угла разную совокупность факторов.

Медико-психологический (психиатрический) подходрассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей. Предположение, что родители, жестоко обращающиеся с детьми, больны и требуют лечения, не подтвердилось. Исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственной факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого - воспроизводство ролевых моделей родителей, с которыми ребенок сталкивался в детстве. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в этом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приводит (когда ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его насильно в определенные рамки. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопление таких переживаний в определенных условиях может приводить к мало контролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

Социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком: К ним относятся культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания и тому подобные общественные представления, с одной стороны, и социально-экономические проблемы: бедность, безработица или внезапная потеря работы, скученность, социальная изоляция, приводящие к нарастанию эмоционального напряжения и неудовлетворенности собой, окружающими, жизнью вообще, с другой.

Ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде: особенностям (поведения) ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье и т.п. 

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку можно разделить на несколько групп.

1. Факторы риска, связанные с особенностями семьи в целом:

  • семьи с низким  материальным уровнем жизни, для которых характерно систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.
  • многодетные семьи. Здесь  имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей как правило не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетность: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители, как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь.
  • неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое,  может негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним.
  • семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае, если есть свои родные дети: здесь учитывается тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствует ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

2. Факторы риска, связанные со здоровьем  родителей

  • алкоголизм одного или обоих родителей. В таких семьях если не физическому, то психическому состоянию ребенка наносится вред. Статус родителей низкий, деньги спускаются, ребенок обделен и т.д. В семьях, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, дети зачастую беспрерывно подвергаются как физическому, так и эмоциональному насилию, и сам образ их жизни становится фактором насилия. Не смотря на это, часто существует эмоциональная привязанность ребенка к таким родителям;
  • умственная отсталость родителей – откладывают отпечаток на личность ребенка. В США существует модель выведения ребенка из такой семьи – но каждый случай должен рассматриваться отдельно;
  • душевные заболевания – шизофрения, депрессивные заболевания – нарушение эмоциональности, при котором человек не может нормально эмоционально контактировать с окружающими, в том числе с ребенком. Психиатрический диагноз неравноценен лишению родительских прав, однако такие родители нуждаются в психологической и социальной поддержке.

3. Факторы риска, связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками:

  • раздражительность,  иногда, и др.
  • агрессивность;
  • сниженный уровень самоконтроля,
  • стремление к доминированию;
  • повышенный уровень раздражительности;
  • неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка;
  • не реалистично высокий уровень ожиданий по отношений к ребенку.
  • неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, его физическими (включая пол) и интеллектуальными возможностями, способностями и т.п., могут увеличивать риск применения наказаний.
  • искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится»;
  • преувеличение ценности физических наказаний. Для некоторых родителей такой стиль обращения с детьми укладывается в представление о правильном воспитании.
  • собственный детский опыт, связанный с насилием. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей.

Кроме того, родители иногда бывают не готовы к поведению детей в подростковом возрасте, и им бывает трудно не применять в этот период насилие.

Всё, что формирует у родителей представление о себе как о «плохом родителе», становится факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми.

Значимым фактором применения насилия по отношению к ребенку является переживаемый родителем стресс. Стресс, фрустрация становится предпосылкой к агрессии взрослого, по отношению к ребенку, и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю, не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого, перечисленные выше.

4. Факторы риска, связанные с особенностями ребенка.

Особенности поведения детей также могут провоцировать наказания:

  • гиперкинетический синдромом, чрезмерная подвижность, сниженная способностью к концентрации внимания. Такое поведение «изматывает» родителя и он начинает физически наказывать ребенка. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами, физическое насилие усугубляет проблему;
  • нелюбимый или «нежеланный»  ребенок. Ребенок, родившиеся в результате изнасилования, случайных нежелательных связей);
  • физические и психические отклонения ребенка.Дети с физическими и умственными аномалиями, чаще оказываются объектами жестокого обращения.

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в РОВД.
  • Нужно взять направление у следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.
  • Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос ребенка сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, представителя учебного заведения (психолог или педагог социальный).

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребёнка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму. 

свернуть

ДЕТСКАЯ БЕЗ НАСИЛИЯ

Цель: вовлечь широкие слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье, с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Задачи:

1. Довести до граждан информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении проблем насилия в семье, положения Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
2. Принять меры профилактического воздействия к лицам, совершающим насилие в семье.

Домашнее насилие является одним из видов насилия, проблемой, которая существует во всех без исключения странах мира. Оно может происходить как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Результаты республиканских исследований свидетельствуют, что насильственные действия в отношении женщин совершаются чаще, чем в отношении мужчин. Дети также могут являться объектами семейно-бытового насилия.

Домашнее насилие может иметь различные проявления и формы.

• физическое насилие, такие как нанесение ударов, избиение, а также угрозы совершения таких действий, имеют своей целью нанести вред телу человека;
• психологическое насилие – запугивание и постоянное унижение, осуществляется с применением вербальных и психических средств и направлено на подавление личности, надругательство над ней;
• принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения, совершаемые против воли другого человека;
• различные проявления контролирующего поведения, например изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи;
• экономическое насилие, связанное с ограничением экономической самостоятельности человека

Законом о профилактике под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические или психические страдания.

Согласно части 2 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь под близкими родственниками, членами семьи и близкими понимаются:

1) близкие родственники — родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо те же родственники супруга потерпевшего либо лица, совершившего преступление;

2) члены семьи — близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с потерпевшим либо лицом, совершившим преступление;

3) близкие — близкие родственники и члены семьи потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо иные лица, которых потерпевший или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими близкими.

Уголовная ответственность за преступления в сфере семейно-бытовых отношений.

Статья 145. Доведение до самоубийства.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Статья 154. Истязание.

1. Умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных статьями 147 и 149 настоящего Кодекса,(истязание)

— наказываются арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении,

— наказывается ограничением свободы на срок от одного года до трех лет или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Статья 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления, -

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до шести месяцев.

Административная ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения.

Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 17.1. Мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, — влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов. Сообщить о подозрении или в случае насилия над ребенком – обязанность каждого гражданина Республики Беларусь.

 Действует ресурс для участников ситуаций домашнего насилия http://www.ostanovinasilie.org.

свернуть
2022
апрель
7 апреля, четверг

Детство без насилия

подробнее...
7 апреля, четверг

ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ

подробнее...
4 апреля, понедельник

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

подробнее...
4 апреля, понедельник

Прежде, чем применять насилие над ребенком, подумайте!

подробнее...