Оздоровление

Мы за здоровый образ жизни

Картинки по запросу Здоровый образ жизни

Формирование  основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

         Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

 Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

 Целью оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим. .  Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание. .В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность.Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

Средства двигательной направленности

Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
  •  

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

  4.Закаливание организма  

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .

             Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

  6. Соблюдение правил личной гигиены

              Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

      Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

     Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

              Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных  условий пребывания детей в УДО;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья

2.Воспитывать навыки здорового поведения

3.Любить двигаться 

4.Есть побольше овощей и фруктов

5.Мыть руки после каждого загрязнения

6.Быть доброжелательным

7.Больше бывать на свежем воздухе

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11.Вырабатывать навыки правильной осанки

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13.Развивать художественный интерес.

   Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.     И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

      Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

свернуть

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31  Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса.
     За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
          Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.
Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса.
Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю.
В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном   порядке  должна  быть  закреплена  ответственность   за
необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении   дошкольного  образования.  При  получении  воспитанником
травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).
В связи с этим необходимо ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования, анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма.
Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.
Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае,  когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
      В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое   состояние  здания,   помещений,   коммуникаций и санитарно-технического оборудования. На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.
Право  разрешения  на  вход  посетителей  (въезд,  выезд  транспорта
имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.
В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).
Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.
Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на видном месте.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112». В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3.
До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования
условиях пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников; отсутствие доступа к розеткам.
     Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы.
     Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря. Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников.
С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин.
Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий).
Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками.
На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками.
Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Моющие  средства  и  средства  дезинфекции  должны  храниться  в                                           
промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников. - соблюдение санитарно-гигиенических норм (генеральная уборка, сквозное проветривание, правильное освещение, температура в помещении 18-20 С;)
Педагогические работники учреждения дошкольного образования обязаны знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту. При организации образовательного процесса в течение дня необходимо обеспечить создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
Педагоги обеспечивают безопасность пособий для занятий (ножницы с тупыми концами, отсутствие предметов из стекла, клея ПВА и т.д.); растения  уголка природы размещаются только на стеллажах с креплениями по краю; педагоги следят  за тем, чтобы дети не брали в рот мелкие предметы,  незнакомые растения;  не допускают переохлаждения и перегрева воспитанников; после прогулки выносной материал обрабатывается; помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми  и при необходимости придти на помощь.
Педагогические работники обязаны обеспечить:
- соблюдение распорядка дня (индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов, педагогически обусловленное чередование спокойных и активных видов деятельности, включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения);
- организация  закаливающих мероприятий (оздоровительные прогулки не менее 3.20 ежедневно, умывание и полоскание рта водой комнатной температуры или прохладной водой, кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях 1-7 мин., дополнительные закаливающие мероприятия в семье;
- содействие   оптимальной   двигательной   активности  воспитанников                                                          
 (разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, но и наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление и другие  психические  процессы);
- воспитатель должен    знать индекс здоровья, результаты мониторинга состояния здоровья детей в своей группе и владеть  информацией по медицинским противопоказаниям своих воспитанников с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учётом состояния здоровья каждого воспитанника;
- необходимо обеспечить снижение физической нагрузки воспитанникам с учётом группы здоровья, предусмотреть специфику физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей часто болеющих;
 - особой заботы требуют часто и длительно болеющие дети. Для них должен быть предусмотрен щадящий   общий режим дня ( при необходимости более продолжительный сон, сокращённые занятия, во избежании переутомления), проявлять более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности, не допускаются перегревы, переохлаждения.
- при проведении физкультурных занятий, дети, отнесённые к подготовительной  группе здоровья или пришедшие после перенесённого заболевания получают более низкую физическую нагрузку; воспитанники, имеющие СМГ группу здоровья, освобождены от занятий по физкультуре, но могут оказывать помощь педагогам при раздаче или сборе спортивного оборудования, могут участвовать в играх малой подвижности; за данное требование отвечают воспитатели, которые регулярно присутствуют на физкультурном занятии, следят за обеспечением физической нагрузкой за детьми, содействуют обеспечению помощи, безопасности;
-      способствовать созданию условий для  самостоятельной   двигательной
 деятельности детей (предусмотреть для каждого место для движений, где никто не мешает, оберегать это место, пытаться без навязывания объединить
 в совместной паре детей разной подвижности, предоставим им один предмет на двоих и показ варианты действий с ним);
  - занятия,   требующие  от  детей повышенной познавательной активности, проводятся в первую половину дня. Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут. Перед занятием воспитатели проводят подвижные игры умеренной интенсивности, что способствует сосредоточению, снятию утомляемости и подготовке к последующему регламентированному виду деятельности. Во время занятия воспитатели проводят физкультминутки, длительность которых составляет  1,5-2 минуты, что способствует отдыху и снятию усталости у воспитанников;
- занятия проводятся в игровой форме со сменой посадки на протяжении занятия, соблюдаются требования по продолжительности занятий. При организации работы с учебно-методическими комплексами необходимо используют гимнастику для глаз,  следит за осанкой и правильной посадкой воспитанников;
- организация единых дней здоровья 1 раз в квартал;
 - особое  внимание профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у детей. Столы расположены в соответствии с требованиями СанПиНа. При левостороннем освещении  1,6 м от доски, расстояние между столами 0,5 м. Все пособия для демонстрации соответствуют необходимым размерам. Показ используется на уровне глаз детей;
  - для занятий по физической культуре у детей должна быть безопасная и качественная обувь;
- в холодное время года занятия по физической культуре  проводятся в конце прогулки, так как во избежании простуды  детей после интенсивной физической нагрузки  необходимо переодеть в  сухое бельё и дать возможность отдохнуть;
- обеспечение страховки детей в процессе использования спортивного оборудования.
- личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику, персональная обращенность, позитивное отношение, организация оздоровительных и профилактических мероприятий адаптационного периода; психолого-педагогическое сопровождение  в период привыкания к условиям учреждения дошкольного образования;
 - индивидуальный  режим посещения для каждого ребёнка; посещение детей на дому с целью изучения условий жизни и воспитания.
При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО (электронные средства обучения) необходимо руководствоваться Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 № 59) с соблюдением следующих условий: игровые занятия с использованием ПЭВМ проводятся с воспитанниками с 5-6-летнего возраста не более 2 раз в неделю в присутствии педагогического работника; продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, должна составлять не более 10 минут; функциональные и эргономические параметры компьютерного места воспитанника 5-6-летнего возраста должны соответствовать требованиям выше обозначенных Санитарных норм и правил; одновременное использование одного ПЭВМ для двух и более детей не допускается; использование в работе с воспитанниками портативных ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое), компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается; длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут - для воспитанников 6-летнего возраста; обеспечение освещения верхним светом или местным источником света при просмотре телевизионных передач в вечернее время, закрытие окон шторами в дневные часы.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. Этому способствует реализация комплекса задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.
Решение оздоровительных задач направлено на повышение сопротивляемости организма влиянию внешней среды путем закаливания, укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, гармоничное развитие всех мышечных групп, развитие физических способностей, помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками и др.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных навыков (умение выполнять различные движения: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать разными способами, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам, ездить на велосипеде и др.) и освоение физкультурных знаний (о своем физическом состоянии, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в образовательной деятельности и в повседневной жизни) и др.
Воспитательные задачи способствуют формированию личности ребенка средствами физической культуры. Процесс физического воспитания должен строиться таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач. Физическое воспитание и закаливание воспитанников осуществляются в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня: утренняя гимнастика, физкультурное занятие; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность; закаливание. Каждая из перечисленных форм организации физического воспитания имеет собственную целевую направленность и специфическое назначение. Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физического воспитания и не способствует комплексному решению физкультурно-оздоровительных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа в учреждении дошкольного образования должна быть организована с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8, Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерством спорта и туризма от 06.10.2014 № 61. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.
В учреждении дошкольного образования должен предусматриваться отдельный зал для занятий по физической культуре площадью 4 кв.м на 1 воспитанника, но не менее 30 кв.м. При вместимости учреждения дошкольного образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре может быть совмещенным площадью 4,5 кв. м на воспитанника, но не менее 50 кв.м. Должна предусматриваться солнечная защита зала для занятий по физической культуре. В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре, помещениях детского творчества влажная уборка проводится после каждого занятия. Для организации физического воспитания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, воспитанники распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры.
Ограничения по физической культуре и закаливанию определяет врач-педиатр участковый (врач общей практики). При проведении занятий плаванием в плавательном бассейне должны соблюдаться следующие требования: при посещении плавательного бассейна у каждого воспитанника должны быть купальные принадлежности (плавки, резиновая шапочка, полотенце, мыло, губка) и расческа. После однократного использования купальные принадлежности обрабатываются в домашних условиях или в учреждении дошкольного образования (полотенца и плавки стираются в прачечной, шапочки и губки обрабатываются дезинфицирующим раствором, затем тщательно промываются); перед началом и после занятий проводится
помывка воспитанников в душе (температура воды 36 °C — 37 °C); занятия плаванием должны быть организованы по подгруппам с количеством 10—12 воспитанников; одновременные занятия плаванием в двух подгруппах могут проводиться в ваннах плавательного бассейна шириной 6 м и длиной 10—12,5 м при наличии двух педагогических работников; длительность занятий плаванием предусматривается от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста воспитанников); перерывы между занятиями плаванием устанавливаются продолжительностью 25—30 минут; занятия должны проводиться не ранее чем через 30—40 минут после приема пищи: утром с 7.30 до 8.30 после легкого завтрака; с 9.30 до 12.30 после завтрака; с 15.15 до 17.00 после дневного сна.
С целью обеспечения положительной динамики индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей в процессе организации разных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо их качественное методическое и медицинское сопровождение.
Руководитель учреждения дошкольного образования и медицинский работник: оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников; осуществляют контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений, закаливанием; контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви; проводят санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания и закаливания воспитанников среди работников дошкольного учреждения и родителей. Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма.
Время, отводимое на отдельные части занятия (подготовительную, основную и заключительную), и их конкретное содержание зависят от возрастных особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности обучающихся. Эффективность физкультурного занятия (утренней гимнастики и др.) оценивается путем анализа его количественных и качественных характеристик. С целью получения количественных характеристик занятия может использоваться построение физиологической (пульсовой) кривой, качественных – педагогический анализ занятия. Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по частям измеряется частота пульса у ребенка до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. При правильной организации занятия по физической культуре частота сердечных сокращений (пульс) у воспитанников после вводной части и общеразвивающих упражнений должен увеличиться на 15 – 20 процентов от исходной, после основных движений подвижной игры - на 50 - 60 процентов и после заключительной части - на 10 - 15 процентов от исходной. Активная двигательная активность воспитанников на занятиях по физической культуре должна составлять 70-85 процентов от общей длительности занятия по физической культуре. Ответственность за проведение пульсометрии несет работник (педагогический, медицинский), в чьи обязанности вменено выполнение соответствующего вида работы (прописано в должностной инструкции).
Педагогический анализ физкультурного занятия проводится на основе наблюдения и оценивается в контексте оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Критериями оценки организации и проведения физкультурного занятия могут выступать: гигиенические условия проведения занятия (подготовка места занятия, спортивного инвентаря, наличие спортивной обуви и формы у воспитанников и педагога); подготовленность руководителя физического воспитания (наличие плана образовательного процесса с воспитанниками, методическая грамотность его разработки); соответствие задач и содержания занятия учебной программе дошкольного образования для детей соответствующей возрастной группы, их физическим возможностям; соответствие способов организации детей этапам освоения движений; знание и использование методов и приемов современных физкультурно-оздоровительных технологий и др.
Оценка двигательной активности детей на занятии осуществляется посредством хронометража, по результатам которого высчитывается плотность занятия (общая и моторная). Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90 процентов. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85 процентов. В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85 процентов, особенно в младших возрастных группах.
Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов (воздух, вода, рассеянные лучи солнца). При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие требования: естественные природные факторы должны использоваться комплексно; закаливающие процедуры должны проводиться систематически с постепенным увеличением естественного природного фактора; способ закаливания должен определяться с учетом состояния здоровья воспитанника. При закаливании в условиях групповой ячейки одежда воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной
хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).
В соответствии со статьей 40 Кодекса в учреждениях образования создаются необходимые условия для организации питания обучающихся. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования.
Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе морфологических и функциональных особенностей их организма. Кроме этого, лечебное (диетическое) питание назначается ребенку врачом по показаниям на основании возрастных физиологических норм суточной потребности детей в питательных веществах и применяется в виде специально составленных рационов. В научно-исследовательской работе по теме «Разработать подходы к коррекции фактического питания детей в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования», выполненной в 2014 году научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, теоретически обоснованы пути коррекции фактического питания детей раннего и дошкольного возраста в условиях учреждений дошкольного образования, разработан и научно обоснован алгоритм перерасчета основных пищевых веществ и энергии, витаминов и минеральных веществ в технологических картах и готовых блюдах.
По результатам данной работы подготовлен к изданию Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста, содержащий единые требования к продовольствию, сырью и пищевым продуктам, определяющим их расход и технологические требования к приготовлению продукции общественного питания, а также показатели ее качества, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 2015 года № 18 (далее - Сборник). Электронная версия Сборника размещена на интернет¬портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by) в разделе «Нормативные правовые акты» (подраздел «Питание»), Национальном образовательном портале (http://adu.by).
Разработка примерных двухнедельных рационов питания детей раннего и дошкольного возраста с учетом технологических карт, представленных в Сборнике, будет способствовать выполнению натуральных норм питания обучающихся в учреждениях дошкольного образования. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное
образование на уровне дошкольного образования» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266) плата за питание детей взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.
Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения). Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак — 30 процентов, обед — 40, полдник — 10, ужин — 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования. При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении.
Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.
Только при соблюдении всех выше указанных направлений можно организовать качественных подход к обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.

свернуть

Памятка по ЗОЖ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ФОРМИРОВАНИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СВОИХ ДЕТЕЙ.

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребенка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они- попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше — 8 раз.

6. Положительное отношение к себе- основа психологического выживания.

7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

8. Личный пример по ЗОЖ — лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха — прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка — совместная игра с родителями.

12. Следите за гигиеной сна вашего ребёнка.

13. Берегите нервную систему вашего ребёнка.

14. Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.

15. Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить сам. Пусть он сам старается.

16. Будьте всегда и во всём примером для вашего ребёнка!

 

свернуть

Консультации руководителя физического воспитания

Красивая осанка – хорошее здоровье

  

Всем родителям хочется, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, стройными. Одним из показателей здоровья и гармонии организма человека является хорошая осанка.

Что же такое хорошая осанка?

Правильная осанка, являющаяся внешним признаком телесной красоты, характеризуется прямым свободным положением туловища: голова держится прямо, плечи слегка отведены назад на одном уровне и чуть опущены, грудная клетка развёрнута и несколько выступает вперёд, лопатки прилегают к задней поверхности рёбер и расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые, хорошо выражены своды стоп. Позвоночник в профиль образует красивую волнообразную линию с равномерно выраженными изгибами.

При правильной осанке прогибы позвоночника вперёд в шейном и в поясничном отделах одинаковы. Их глубина равна толщине ладони. При этом ребёнок стоит спиной к стене, плотно прижимаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и головой. Такая форма строения позвоночника обеспечивает нормальное расположение органов грудной клетки и брюшной полости и создаёт нормальные условия для их работы, а также способствует свободному носовому дыханию и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, физическое развитие детей, их ловкость, силу, выносливость, внешний вид.

Однако нередко у детей формируются различные дефекты осанки.

 Виды нарушений осанки.

Если изгибы шейного и грудного отделов позвоночника выражены слабо, а в поясничной части он чрезмерно прогибается вперёд, тип нарушения осанки называется плосковогнутой.

Если все прогибы усилены – круглой спиной.

Если одновременно увеличен грудной и уменьшен шейный и поясничный прогибы – сутулостью.

Если имеет место асимметричность левой и правой стороны тела, то речь идёт о сколиотической осанке, которая может быть выражением заболевания позвоночника, - сколиоза.

При этом если вы обнаружили у сына или дочери какой-либо дефект осанки, - не медлите, срочно обратитесь к врачу.

Формирование осанки.

Осанка формируется с первых дней жизни ребёнка. Семья создаёт предпосылки и условия для формирования правильной осанки с самого раннего возраста. Хорошие и полезные привычки, привитые в раннем детстве, прочно сохраняются у человека на всю жизнь и становятся его постоянной потребностью.

Детям необходимо в доступной форме объяснить, что собой представляет правильная осанка, чем конкретно она полезна и выгодна. Так как дети склонны к предметно-образному мышлению, продемонстрируйте им наглядно (например, на куклах).

У детей необходимо вырабатывать привычку стоять и ходить, не опуская голову, а также сидеть с выпрямленным корпусом.

Также необходимо развивать те группы мышц, которые выполняют основную работу по обеспечению правильной осанки. В этом помогут занятия плаванием, ходьба на лыжах, игра в городки, катание на коньках.

В целях предупреждения нарушений осанки не следует:

Спать на раскладушках или других поверхностях без твёрдой основы.

Сидеть за столом согнувшись, низко опустив голову.

Читать или рисовать лёжа на боку.

Постоянно носить тяжести в одной руке.

Спать на боку, свернувшись «калачиком», подтянув ноги к животу.

Длительно находиться в детской коляске.

Носить неудобную или излишне тёплую одежду и обувь: слишком тяжёлые шубы, пальто, вещи с узкими рукавами, высокими кокетками, обилием пуговиц, обувь без каблука или задника, на негнущейся подошве, либо не соответствующую размеру ноги. Помните: одежда должна быть застёгнута на все пуговицы, а обувь плотно зашнурована, каблук – широкий, высотой 1-2 см; также не следует позволять ребёнку долго находиться в резиновой обуви.

Для формирования хорошей осанки следует:

Соблюдать общий (гигиенический) режим, оказывающий влияние на правильное развитие организма: регулярность приёма пищи, достаточное пребывание на свежем воздухе, использование средств закаливания.

Не забывать о гигиене сна. Для детей рекомендуются дневной отдых, сон на полужёсткой постели с небольшой подушкой под головой в позе: на спине, руки поверх одеяла (если ребёнок поочерёдно спал на правом и левом боку).

Обеспечить наиболее благоприятный двигательный режим: подвижные игры, ритмичные танцевальные движения, игровые задания. Большую пользу в формировании хорошей осанки оказывают массаж и гимнастика.

Скорректировать имеющиеся недостатки зрения при помощи очков.

Укреплять стопы. С этой целью в утреннюю гимнастику и игры необходимо включить ходьбу на цыпочках, на наружных сторонах стоп с разведением пяток в стороны, катание стопами круглых предметов, поднимание с пола карандашей пальцами ног, хождение босиком по песку или упругому коврику из поролона.

Правильно подбирать мебель с учётом возраста и роста ребёнка. Так, высота сиденья стульчика должна равняться длине голени от подколенной ямки до пятки, при этом стопа располагается на полу, а не висит в воздухе, а ширина сиденья – две трети длины бедра. Спинка стула должна быть жёсткой, прямой или вогнутой формы, а сиденье – с подогнутым к низу краем и небольшим наклоном назад.

Будьте внимательны к детям, не забывайте, что легче выработать правильную осанку, чем исправить нарушенную. 

свернуть

Здоровый образ жизни

Уважаемые родители! Помните!

    Формирование здорового образа жизни должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. Самый первый и самый главный пример для малышей это их мама и папа, их отношение к здоровью, спорту, еде.
         Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным! Это дом, в котором ему спокойно и уютно. Семья, родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности ребенка, должны многому научить детей.

Ребенок — это пластилин, что из него вылепишь — то и будешь иметь!
Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь! 

      Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны уметь применять в реальной жизни.

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка
    Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.
 
Начните свой день с зарядки!
     После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры. Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу.
     Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем или купанием. Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».
     Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.
        
Семейный кодекс здоровья.
 1. Каждый день начинаем с зарядки.
 2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
 3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
 4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
 5. Лень – враг наш.
 6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
 7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
 8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
 9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
 10. В отпуск и выходные – только вместе!
свернуть

Закаливание в домашних условиях

Обучаемся вместе!

    Один из видов оздоровительных циклических упражнений – это езда на велосипеде, которая оказывает воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц ног и рук. У детей развивается ловкость, координация движений, равновесие, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. А сколько положительных эмоций возникает во время велопрогулок!

 Езде на велосипеде необходимо научиться еще в дошкольном возрасте. Обучение катанию проводится на асфальтовом покрытии в теплое время года. Велосипед должен быть правильно подобран в соответствии с ростом ребенка. Высота седла и руля велосипеда регулируются так, чтобы нога при нажиме на педаль полностью выпрямлялась в колене, а ребенок сидел немного наклонившись вперед, но не горбился.

Подготовительные упражнения.

   Учить детей водить трёхколёсный велосипед, держа его за руль двумя руками, плавно нажимать на педали и ехать по прямой дорожке.

     Катание на трехколесном велосипеде с поворотами вправо-влево, объездами вокруг предметов.

  Катание на комбинированном (четырёхколёсном) велосипеде – подготовка к обучению езде на двухколёсном велосипеде. Основная цель – научить детей сохранять равновесие.

    Езда с помощью взрослого на двухколесном велосипеде.

    Взрослый становится с правой стороны от велосипеда, берётся одной рукой за ручку руля, а другой – за сиденье и начинает движение вперед.

    Катание на велосипеде с отталкиванием от земли ногами. Это упражнение поможет детям научиться удерживать равновесие.

    Учить садиться на двухколесный велосипед и сходить с него. Ребенок стоит слева от велосипеда, наклонив его к себе, переносит через седло правую ногу и ставит её на правую педаль. Затем, отталкиваясь левой ногой от земли, ребенок нажимает на педаль правой ногой и садиться на велосипед. Сходить с велосипедаследует в обратном порядке: велосипед останавливают, наклоняют влево, ставят левую ногу на землю.

    Когда ребенок научится кататься на велосипеде самостоятельно, можно научить садиться на велосипед и сходить с него другим способом. Держа велосипед за руль, встать левой ногой на педаль и отталкиваться правой ногой от земли, двигаться, перенося одновременно ногу через велосипед. Сходить с велосипеда в обратном порядке.

      Ребенок, сидя на велосипеде, должен смотреть не вниз, а вперед, держаться за руль без излишнего напряжения, крутить педали плавно, не отрывая от них ног.

      Езда на велосипеде прямо и с поворотами. При повороте руль направляют в сторону поворота. Взрослый идет рядом с ребенком, при необходимости поддерживает его за плечи или седло, пока ребенок не научиться двигаться свободно и уверенно.

          Езда на велосипеде восьмёркой вокруг предметов.


Как научить ребёнка кататься на роликах

   Катание на роликах для ребенка – увлекательное занятие, которое позволяет не только проводить ему весело время, но и общаться с другими ребятами. Однако для родителей это увлечение может вызывать тревогу и совершенно оправданно: ведь ребенок, не умея достаточно хорошо на них кататься, очень уязвим. Тогда основная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка кататься на роликах для сохранения его безопасности.

 Меры безопасности

   Прежде чем начать обучение детей катанию на роликах, нужно позаботиться о предметах защиты, потому что при отсутствии этого этапа вы подвергаете риску здоровье ребенка, что делает сомнительным необходимость «рискованной езды».

Этап мер безопасности имеет три составляющих:

  1. Правильный подбор роликовых коньков.
  2. Приобретение защитных элементов.
  3. Психологическая подготовка.

Итак, ролики должны обязательно соответствовать размеру ноги малыша. Ни в коем случае нельзя выбирать «на вырост» или наоборот, слишком маленький размер. В первом случае ребенок не сможет нормально управлять роликами, а во втором он может получить деформацию стопы, если будет проводить много времени обутым в них.

Защитные элементы состоят из наколенников, налокотников и шлема. Желательно, чтобы был собран весь комплект, однако понятно, что шлем – основной защитный элемент, и без него отпускать чадо кататься на роликах крайне нежелательно. Они могут быть различных цветов, и можно предложить ребенку выбрать самостоятельно, какую цветовую гамму он хочет. Это желательно сделать, чтобы малыш не комплексовал, если в компании его друзей не у всех есть такой защитный набор.

Также очень важно объяснить маленькому экстремалу, чтобы он избегал машин и очень внимательно смотрел, куда едет. Объясните ребенку, что здоровье очень легко повредить, а время его восстановления может быть очень долгим. Сообщите ему, что езда на дорогах вблизи трассы запрещена, и что заезжать очень далеко нельзя, особенно, если начинаются сумерки.

Учим ребенка кататься на роликах:

  • Для начала необходимо научить ребенка уметь держать равновесие, стоя на них. Лучше всего начать такое обучение в квартире, стоя на мягком ковре, потому что падения, к сожалению, неизбежны.
  • Пусть он встанет рядом с местом опоры (стена, мебель) и попробует постоять на роликах, держась двумя руками за нее, потом одной. Затем предложите ему «пройтись» в роликах. Не жалейте напольные покрытия, здоровье ребенка важнее любого дорогостоящего ковра или ламината.
  • Когда он научился этим элементарным вещам, отправляйтесь с ним на улицу и изучайте основную стойку: пятки вместе, носки врозь, колени полусогнуты, корпус подан немного вперед. Можно попробовать обучаться, стоя на газоне, однако если вы находитесь рядом, и можете подстраховать, то условие газона необязательно.
  • Чем сильнее наклон корпуса и больше согнуты колени, тем выше скорость езды, однако обучать быстрой езде ребенка или нет – выбор за родителями.
  • Если малыш боится сделать первый прокат, возьмите его за руки, когда он примет исходную стойку, и тяните на себя. Скажите ребенку, чтобы он правой, а затем левой ногой, делал движение вперед и немного в сторону, по схеме стойки.
  • Обязательно научите ребенка тормозить на роликах. Для этого на правом ролике сзади есть штатный тормоз, который срабатывает при поднятии носка вперед. Однако не всегда удобно тормозить таким образом, и лучше, если малыш научится делать «фонарик»: при езде плавно расширить ноги а затем сузить. Так скорость движения снизится за счет смены траектории.

                      


Мороз и солнце, день чудесный! И почему бы в такой замечательный день не выбраться всем семейством на каток?

Или хотя бы в малом составе, то есть маме с ребенком, если папа занят. Когда еще, как не зимой, покорять лед и осваивать премудрости фигурного катания для детей? Сегодня говорим о том, как могут родители помочь своим детям научиться кататься на коньках на льду, чтобы вместе получать от этого занятия огромное удовольствие.

В каком возрасте можно ставать на коньки?

Если в вашей семье есть маленькие детки (2-3 лет), то надо постараться обязательно задолго до наступления декабря и предновогодних перемен в природе (появления льда и снега) рассказать им, что есть такие зимние детские забавы, как лыжи и коньки. В помощь могут прийти книги и журналы с изображением веселой кутерьмы малышей и взрослых на снежных горках и ледовом катке.

Интересно, что затраченное на обучение фигурному катанию время тем меньше, чем более «мелкий» по годам ребенок приходит на лед. И весь процесс с такими малышами проходит намного проще. И многие взрослые замечают это! Родители, которые сами довольно сносно владеют техникой «стояния» и «катания» на льду, могут без опаски приниматься за обучение своих детей примерно лет с 4-х. Если же нет такой возможности, то придется, конечно, выбирать секцию, тренера и спортивную базу для занятий.

Оба вида времяпрепровождения, и лыжи, и коньки, будут интересны детям, без сомнений! Но, пожалуй, в конечном итоге, победа окажется за коньками для фигурного катания, так как коньки дают большую мобильность и разнообразие движений, что крайне важно в детском возрасте.

Однако, прежде всего вам, уважаемые заботливые родители, стоит ответить на простой вопрос. Зачем вы собираетесь поставить ребенка на коньки? Вы хотите, чтобы он был физически развитым, более здоровым и подвижным или же вы видите его будущее в профессиональном фигурном катании для детей? Это важно обсудить дома в присутствии самого малыша у самых «истоков» вашего катания. Потому что, если вы решите заниматься этим видом спорта серьезно, то очень скоро фигурное катание станет и для ребенка, и для вас буквально смыслом жизни. Нельзя также забывать, что в период приучения маленького человека к большому спорту поначалу многое (если только не абсолютно все!) зависит от желания и дисциплинированности родителей, а потом, много-много позже, уже и от сознательности самого ребенка.

Общие правила подготовки к катанию на льду

Итак, на семейном совете вы решили научить ребенка кататься на льду сами. В таком случае, прочитайте несколько советов.

1) Коньки бывают разные, но именно те, что используют для хоккея и для фигурного катания, подойдут для ваших первых уроков.

2) Коньки ребенок надевает возле катка, а не дома. То есть до места тренировок малыш идет с вами в привычной зимней обуви, а на месте вы помогаете ему переобуться. Если возле катка отсутствуют удобные лавочки, то возьмите с собой полиуретановый коврик. Его можно положить на снег, и ребенок присядет, чтобы переобуться.

3) Тщательно продумайте детскую одежду для тренировки. Обязательно теплое нательное белье из натуральных материалов, теплый свитер, колготы. Курточку лучше надевать синтетическую, к ней не будет прилипать лед и снег. Непременно должны быть шапочка и перчатки или варежки (плюс запасная пара на случай, если промокнут первые). Не лишней для ребенка будет защита от ушибов при падениях – шлем, налокотники и наколенники. А под простую шапочку можно тоже подложить «смягчающий слой» из шарфика, например.

4) Самое лучшее место для обучения катанию – это настоящий лед на катке. Крайне нежелательно, чтобы впервые ребенок становился в коньках на утоптанные снежные тропки-дорожки в парке или во дворе, на лед на тротуарах или проезжей части. Это опасно для жизни!


свернуть

Спортивный уголок дома

Спортивный уголок дома — это отличный способ всегда быть в форме даже при катастрофической нехватке времени. Или если за окном непогода и нет возможности выйти на стадион. Всего несколько минут занятий гарантируют заряд бодрости на весь день. О том, как удобно и компактно оборудовать спортивный уголок, в каких комнатах его разместить и что для этого необходимо, вы узнаете в этой статье.

Спортивный комплекс в детской комнате

      Самые активные члены семьи — это, конечно же, дети. В детской комнате можно установить спортивный комплекс. Такие комплексы занимают, как правило, всего один угол и обеспечивают зарядом бодрости и хорошего настроения младших членов семьи любого возраста на долгое время. Кроме того, для малышей дошкольного возраста в таком уголке можно подвесить и небольшие качели. При установке комплекса важно убедиться, что он стоит прочно и все детали надёжно закреплены. Желательно приобрести и один-два небольших спортивных мата.

Тренажёры в квартире

           Отличным решением для небольшой квартиры станет приобретение кардиотренажёра. Он достаточно компактен, чтобы удобно разместиться в любой комнате — гостиной, спальне или даже коридоре, и при этом успешно заменит долгие прогулки. Для любителей велосипедного спорта, не имеющих возможности часто заниматься на улице, идеально подойдёт велотренажёр. В углу, возле стены или даже посередине жилого помещения, такой тренажёр не только не испортит общий вид комнаты, но даже придаст ей своеобразный стиль.

Шведская стенка

       Компактное и удобное изобретение — шведская стенка — может размещаться как в детской, так и в гостиной. Конечно, больше всего она понравится детям, но подтягиваться на ней вполне могут и взрослые. Кроме того, современные шведские стенки — это не обязательно лесенка у стены. Они могут быть любого оригинального дизайна и с успехом впишутся в любой интерьер. Даже когда дети вырастут, такие стенки могут остаться частью украшения комнаты.

Уголок для фитнеса

       Любителям фитнеса стоит подумать о том, чтобы организовать небольшой уголок для занятий любимым видом спорта. Так как для занятий фитнесом нужно не так уж и много — можно ограничиться небольшими гантелями, ковриком и мячом — организовать необходимое пространство можно как в гостиной, так и в спальне. Ещё одно удобное решение — это использование лоджии (при её наличии). Кроме того, лоджию можно превратить в небольшой спортивный уголок, оснастив её лесенкой и турником.

Турник

          В малогабаритной квартире или при отсутствии свободного места держать себя в форме поможет обычный домашний турник. Проще всего прикрепить его в дверном проёме. Есть модели турников, которые крепятся на стены или в углах. На них при желании можно легко крепить кольца или лесенку, а в случае необходимости так же просто снять. Домашний турник занимает гораздо меньше места, чем любой другой спортивный инвентарь, практически незаметен для окружающих и поэтому отлично вписывается в интерьер любой комнаты или коридора.

Домашний спортивный зал

        При желании целую комнату можно превратить в небольшой спортивный зал. Такой вариант отлично подойдёт молодой активной семье. Главное — удобно расставить спортивный инвентарь так, чтобы он позволял не только заниматься, но и при необходимости использовать комнату как гостиную, выполненную в оригинальном стиле. В такой комнате можно использовать лёгкую переносную мебель или мягкие напольные кресла-трансформеры, и она отлично совместит функции спортивного зала и гостиной.

Спортивный стиль

         Спорт — это не просто то, что доставляет радость и позволяет оставаться бодрым и здоровым, это стиль жизни. И для того чтобы прочувствовать его в полной мере, нужно, чтобы уголок или комната, где любители здорового образа жизни собираются упражняться, была выполнена в едином стиле. Будь то принт на обоях, подушки в виде футбольных мячей или мягкие игрушки-шахматные фигуры, главное, чтобы это было красиво. Желательно, чтобы основной цвет комнаты был тёплым зелёным, поскольку именно он ассоциируется со свежей травой на стадионе, поднимает настроение и придаёт бодрости. Очень оригинально смотрится зелёный пол.

свернуть

На зарядку становись!

Физическое воспитание ребёнка в семье