Питание

Культура питания в учреждении дошкольного образования и дома

29.03.2024

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОМА

      Культура питания в учреждении дошкольного образования — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

     Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

      Питание в детском саду, процесс его организации подчиняется одному простому правилу: дети привыкли все повторять друг за другом. Если ребенок до этого отказывался дома есть кашу, то будьте уверенны — в учреждении дошкольного образования она станет его чуть ли не любимым блюдом. Просто потому что все остальные дети с удовольствием уплетают ее за обе щеки.

    По аналогии: если какой-нибудь заводила в группе заскучает за столом и решит разнообразить процесс приема пищи разбрасыванием крошек или стучанием вилкой по столу, то воспитательница не успеет оглянуться, как и остальные дети последуют примеру одногруппника.

     Расскажите ребятам о том, как важно питание в детском саду, как важно себя вести прилично за столом — расскажите в легкой и доступной форме, чтобы для детей эти правила поведения стали «золотыми». Можно дополнить оформление детского сада, группы, где дошколята кушают.

Правила сервировки стола

     В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

      В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

      К завтраку на середину стола ставят хлебницу, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

     К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее.

       В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную помощником воспитателя. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

     К полднику стол сервируется, как и на завтрак.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

      По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в  младшую и старшую группу, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят помощника воспитателя и помогают дежурному убрать за собой посуду.

     Детей первой младшей группы (2-3 года) учат: самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем; опрятно есть, держа ложку в правой руке; вытираться салфеткой после еды; благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат: самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место; правильно пользоваться столовыми приборами; кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

     Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-7 лет) учат: брать пищу небольшими порциями; есть тихо; правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); сидеть с прямой спиной; аккуратно составлять посуду после еды; относить за собой часть посуды.

Формы привития культуры питания

    Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

     Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сам кушает. Воспитанник расставляет кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

     В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол помощник воспитателя, вложить в салфетницу салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

     В старшей группе дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

       Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

     Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, развлечения, конкурсы рисунков. «На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

       Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку.

         Для того, чтобы привить культуру питания ребенку, необходимы единство требований со стороны учреждения дошкольного образования и семьи.

 

свернуть

Примерное меню выходного дня

12.12.2023

Примерное меню выходного дня

Первый вариант Завтрак Обед Полдник Ужин

Каша геркулесовая молочная

Бутерброд с маслом и сыром

Чай с молоком

 

Салат из капусты с морковью

Суп картофельный с зеленым горошком

Запеканка картофельная с  мясом

Сок томатный

Хлеб ржаной

Пирожок с повидлом

Кефир

Вареники ленивые с маслом

Кисель из сока

Яблоко

 

Второй вариант

Пудинг творожный с изюмом и соусом молочным сладким

Бутерброд с маслом

Кофейный напиток с молоком

 

Салат свекла с яблоками

Суп картофельный с горохом

Котлета из говядины(паровая)

Картофельное пюре

Компот из сухофруктов

 

Печенье/Ватрушка с повидлом

Молоко

 

Рыба, тушенная с овощами

Хлеб ржаной

Чай с лимоном

свернуть

О пользе овощей и фруктов

14.11.2023

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует съедать ежедневно не менее 400 граммов овощей, фруктов и ягод. В них содержатся полезные пищевые волокна, минеральные вещества и витамины.

О пользе овощей и фруктов можно судить по их цвету.

Достаточное употребление в пищу овощей и фруктов благотворно действует на весь организм, улучшая работу всех обменных процессов, в том числе обмена веществ, что позволяет чувствовать себя лучше, быть здоровее, и внешний вид будет соответствовать этим позитивным изменениям. Всё это объясняется содержанием в овощах и фруктах таких витаминов как каротин (провитамин А), витамины С, К и Р, также они содержат сахарозу, фруктозу, пектины, клетчатку, крахмал, органические кислоты, минеральные соли.

В растительных продуктах есть весь набор витаминов, кроме D, В12 и А. Из них мы получаем электролиты — калий и магний, которые нужны для работы сердца и витамин К — он отвечает за свертываемость крови.

Немаловажным является антибактериальное действие так называемых фитонцидов, которые в большом количестве содержатся в чесноке, луке и цитрусовых. Их употребление во время простуды способствует подавлению действия болезнетворных бактерий на организм, а также сокращению количества микробов в ротовой полости.

Овощи и фрукты – источник клетчатки – сложных углеводов, которые не перевариваются организмом. Клетчатка особенно полезна для работы кишечника.

Употребление в пищу клетчатки снижает риск диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Фрукты – полезная альтернатива сладостям. Во фруктах не так уж много сахара. В них есть вода, минералы и клетчатка, которая тормозит его всасывание.

свернуть

Польза молочных продуктов

26.10.2023

Молочные продукты с давних пор всем известны своими целебными свойствами для организма и применяются для лечения различных заболеваний и в народной, и в традиционной медицине. Сегодня ассортимент молочной продукции в магазинах очень разнообразен, но все ли продукты полезны для организма, и в чем именно выражается польза каждого из них?

По утверждению диетологов, молочная продукция крайне важна для полноценного развития организма. Молоко, кефир и творог содержат белки, витамины, аминокислоты, жиры и многие другие ценные компоненты. В свою очередь, молочный белок на 100% усваивается организмом и является материалом для построения гормонов, ферментов и антител. Благодаря аминокислотам у детей происходит более быстрый рост и развитие организма в целом. Микроэлементы (цинк, кобальт, железо, медь, йод и многие другие) защищают детей от заболеваний крови и щитовидной железы. Макроэлементы (кальций и фосфор) стимулируют деятельность мозга, способствуют быстрому восстановлению костной ткани и крови. Молочный сахар или лактоза является лучшим источником энергии, необходимой для ряда биохимических процессов и лучшего усвоения полезных элементов.

Главное преимущество употребления молочных продуктов — это их способность благотворно влиять на микрофлору кишечника. Также они содержат кальций и витамин Д, которые укрепляют кости и препятствуют развитию раковых опухолей.

Наиболее ценным источником здоровья является молоко. Компоненты свежего молока хорошо усваиваются. Также оно обладает бактерицидным действием и уменьшает вредное воздействие токсичных веществ и радиации.

Помните также, что пастеризованное молоко менее полезно, чем сырое, а особенно парное, так как при пастеризации теряются его свойства, в том числе, бактерицидное. При кипячении молока тоже теряются некоторые свойства. Наименее полезным является молоко, изготовленное из сухого молока. Поэтому при покупке важно выбирать нормализованное, но не восстановленное.

Но важно не только правильно выбрать молоко, но и правильно его употреблять. Так полезнее всего его пить утром и вечером маленькими глотками. При этом оно не должно быть холодным. Так как молоко — это самостоятельный продукт, то не стоит смешивать его с другими продуктами, достаточно добавлять мед, корицу или сухофрукты. Полезно выпивать перед сном стакан теплого сладкого молока для крепкого сна.

Важен для человеческого организма и кефир. Он укрепляет иммунитет, помогает бороться с болезнями печени, почек, при дисбактериозе, гастрите, атеросклерозе, бронхите и др. Кефир полезен и при нарушениях сна. Особенно рекомендуется регулярно пить кефир в период выздоровления.

Йогурты полезны в том случае, если это — не йогуртовые продукты. Настоящим йогуртом считается кисломолочный продукт без термической обработки
и с небольшим сроком годности. Йогурты полезны для пищеварения, для нормальной работы желудочно-кишечного тракта и обладают общеукрепляющим действием. Такой продукт, как простокваша, полезен при гастритах, колитах, запорах, заболеваниях печени.

Особенно полезны для организма кисломолочные продукты с бифидобактериями. Основная их ценность в том, что они восстанавливают микрофлору кишечника, а также вырабатывают витамин К и группы В.

Ежедневно употребляя молочные продукты человек защищает себя от множества заболеваний и укрепляет иммунитет. И как уже было сказано выше — внимательно читайте состав и срок годности, и тогда польза от молочной продукции будет гарантирована.

Но не стоит забывать, что молоко и молочные продукты могут вызвать аллергическую реакцию у людей с непереносимостью молочного белка (казеина) или молочного сахара (лактозы). В обоих случаях из рациона человека приходится удалять или ограничивать употребление молока и молочных продуктов. Будьте здоровы.

свернуть

Каша - идеальный здоровый завтрак

20.09.2023

Каша – идеальный здоровый завтрак

Когда мы были маленькими, трудно было понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. Став взрослыми, многие из нас до сих пор не догадываются, насколько полезна каша по утрам. Сейчас мы все объясним.

Когда мы были маленькими, трудно было понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. Став взрослыми, многие из нас до сих пор не догадываются, насколько полезна каша по утрам.
Сейчас мы все объясним.

Почему на завтрак так полезно есть каши?

 

Каши варят из круп, а крупа – это зерно разных видов и разных способов приготовления. Все зерновые объединяет одно – они богаты клетчаткой, витаминами, особенно группы В, ценным растительным белком, «медленными» углеводами и при этом – достаточно низкокалорийные. Конечно, если не встречаются в каше с маслом и сахаром.
Утренняя каша надолго сохраняет чувство сытости, не создает дополнительной нагрузки на пищеварительный тракт, снабжает организм питательными веществами, приучает вас соблюдать режим питания, заставляет проснуться и не «кусочничать» до перекуса перед обедом. И в обед хороший завтрак позволяет съедать меньше – это полезно, если вы худеете и контролируете порции.

Разные крупы – разная польза

 

Овсянка – диетическая крупа, делается из плющеного овса. Она богата клетчаткой и ценным белком. Кашу из овсяной крупы считают одним из самых сытных и калорийных завтраков. Овсяные хлопья так же полезны, но быстрее готовятся и проще усваиваются. Покупайте необработанные хлопья без пометок типа «1 минута!» или «моментальное приготовление» – «быстрая» овсянка лишена большинства полезных свойств. Подробнее мы расскажем о таких кашах ниже.

 

Манная крупа или манка – мелко дробленная (или крупно помолотая) пшеница. Из нее получается нежная пышная каша, которая хорошо усваивается.

 

Гречневая крупа богата белком и калорийнее других круп – более 300 ккал на 100 г. Но при этом гречневая крупа очень богата магнием, калием и железом. Бывает гречневая крупа из цельного зерна и дробленка – продел, зерно с нарушенной структурой.

 

Перловая крупа – это ячменное зерно, освобожденное от оболочки. Перловка богата витаминами группы В, белком и минералами, особенно селеном, известным антиоксидантом, укрепляющим сосуды.

 

Родственница перловки – ячневая крупа – дробленое, но не полностью очищенное от оболочек ячменное зерно. Благодаря высокому содержанию клечатки эта крупа стимулирует пищеварение и даже используется при снижении веса.

 

Рис бывает разным – длиннозерным и круглозерным. Для утренней каши лучше всего подходит круглый белый рис, который придает блюдам кремообразную текстуру. Рис достаточно калориен (в отварном белом рисе – 116 ккал на 100 г), но содержит витамины группы В и Е.

 

Пшенная крупа к пшенице никакого отношения не имеет – это просо, отдельный вид злака. Пшенка богата белком и очень хорошо усваивается.

 

Кукурузная крупа (полента) – мелко дробленные зерна кукурузы. В ней много витаминов – группы В, А, Е, РР, и микроэлементов – железа и кремния.

 
Вид крупы Калорийность на 100 г каши (ккал)
Овсяная 109
Манная 120
Рисовая 144
Кукурузная 170
Гречка 101
Перловая 135
Пшенная 109
Ячневая 96
свернуть

Санитарные требования к организации питания

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  (Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», глава 11)

144. Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно быть организовано на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований настоящих Санитарных норм и правил.

145. Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь.

Примерные двухнедельные рационы должны также разрабатываться с учетом:

норм питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания воспитанников, размещения учреждений дошкольного образования на чистых или на загрязненных радионуклидами территориях, утвержденных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке (далее – Нормы питания);

сезонности (лето-осень, зима-весна);

рекомендуемого объема (массы) блюд согласно приложению 9 к настоящим Санитарным нормам и правилам;

утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборников рецептур блюд диетического питания и других технологических нормативных правовых актов.

146. При разработке примерных двухнедельных и дневных или суточных рационов кроме требований, указанных в пункте 145 настоящих Санитарных норм и правил, должны быть учтены следующие требования и принципы детской диететики:

146.1. основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня должны предусматриваться через каждые 3,5 - 4 часа;

146.2. распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи должно составлять:

при 3-разовом питании (9 - 10,5-часовой режим пребывания) на завтрак – 20 % - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 % - 35 %, полдник – 25 %, домашний ужин – 20  %- 25 %;

при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) на завтрак – 20 % - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 % - 35 %, полдник – 10 % - 15 %, ужин – 20 % - 25 %, домашний ужин – 15 %;

при 24-часовом режиме пребывания за 1 час до сна детям необходимо дать стакан молока или кисломолочного продукта и булочку или печенье (10% от общей калорийности суточного рациона);

146.3. питание воспитанников должно быть щадящим по химическому составу:

не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;

в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;

колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 - 2 раза в неделю;

используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части) или телятина, свинина мясная, цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (мякоть);

для приготовления блюд используется йодированная соль;

146.4. такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) должны входить в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2 - 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10 % при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;

146.5. питание должно быть щадящим по способам приготовления и предусматривать преимущественно варение, тушение, приготовление на пару.

147. Дневной (суточный) рацион воспитанников составляется на основе имеющейся на пищеблоке картотеки рецептур блюд с технологией приготовления.

В случае непоставки тех или иных пищевых продуктов производится замена блюд с учетом норм взаимозаменяемости пищевых продуктов.

Коррективы в дневной (суточный) рацион воспитанников вносятся также в случае неисправности технологического оборудования на период его ремонта или замены.

148. В рецептуре блюда, включенного в дневной (суточный) рацион, должны указываться:

раскладка и вес в «нетто» пищевых продуктов, используемых для приготовления блюда;

выход готового блюда с расчетом пищевой и энергетической ценности;

технология приготовления.

149. Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, медицинский работник вносит коррекцию в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).

Для воспитанников, получающих данное питание, допускается отклонение от установленных Норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом необходимости их замены.

150. Родители должны быть информированы о дневном рационе воспитанников, рекомендуемом наборе продуктов на домашний ужин и в выходные дни.

151. Ежедневно в учреждении дошкольного образования составляется меню-требование дневного (суточного) рациона, которое должно утверждаться руководителем учреждения дошкольного образования. В составлении меню-требования, в пределах компетенции, участвуют кладовщик и шеф-повар учреждения дошкольного образования, медицинский работник.

Медицинский работник совместно с руководителем учреждения дошкольного образования осуществляет контроль за соблюдением технологии приготовления пищи, кулинарной обработкой, закладкой в котел пищевых продуктов, выходом готовых блюд, вкусовыми качествами пищи, соблюдением условий хранения и сроков годности (хранения) пищевых продуктов.

152. В учреждениях дошкольного образования должна проводиться круглогодично и ежедневно С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов.

С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 °C - +15 °C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновая кислота вводится в крахмальную муку.

В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника.

Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

153. В учреждении дошкольного образования запрещается*:

использование творога из непастеризованного молока, творога и сметаны без термической обработки;

_________________________________

* В зависимости от имеющихся условий для приготовления пищи, эпидемической ситуации в учреждении дошкольного образования или на территории по решению главного государственного санитарного врача административно-территориальной единицы перечень продуктов и готовых блюд, запрещенных в питании воспитанников, может быть расширен.

 

использование сырого молока и пастеризованного молока в крупной (более 1 кг) таре в натуральном виде без предварительного кипячения*;

изготовление сырковой массы, творога, простокваши-самокваса и других кисломолочных продуктов;

макарон с мясным фаршем («по-флотски»), блинчиков (пирожков) с сырым мясным фаршем;

студней, зельцев, паштетов, форшмака из сельди, заливных блюд (мясных и рыбных);

кондитерских изделий с кремом;

кваса, напитков, морсов собственного приготовления;

изделий во фритюре;

окрошки;

яичницы-глазуньи;

приготовление первых блюд на костном бульоне (кроме куриного);

замораживание охлажденных мяса, птицы, рыбы.

154. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо выполнять следующие требования:

154.1. пища должна готовиться на каждый прием пищи. Горячие блюда могут находиться на горячей электроплите или электромармите не более 2 часов с момента приготовления;

154.2. обработка сырых и готовых пищевых продуктов проводится на разных производственных столах при использовании соответствующих маркировке разделочных досок и ножей;

154.3. птица, мясо размораживаются в мясо-рыбном цехе на воздухе при комнатной температуре.

Рыба размораживается в мясо-рыбном цехе на воздухе при комнатной температуре или в холодной воде (кроме рыбного филе) с температурой не выше 12°С из расчета 2 л на 1 кг рыбы с добавлением соли (7 - 10 г на 1 л).

Замораживание охлажденных или повторное замораживание размороженных мяса, птицы, рыбы запрещается;

154.4. индивидуальная упаковка консервированных продуктов промывается проточной водой или протирается ветошью;

154.5. очищенные сырые овощи могут храниться в подсоленной воде не более чем 1,5 часа.

Овощи, предназначенные для салатов, варятся в неочищенном виде.

 

____________________________

* Молоко и кисломолочные продукты (сметана, творог и другие) в мелкой фасовке (не более 1,0 кг) могут использоваться в питании воспитанников без дополнительной термической обработки.

Неочищенные отварные овощи могут храниться не более 6 часов при температуре от +2 °С до +6 °С, очищенные отварные овощи – не более 2 часов;

154.6. овощи, фрукты и ягоды, используемые в питании в сыром виде, после очистки и мытья должны бланшироваться, зелень – промываться в охлажденной кипяченой воде. Кочаны капусты перед бланшировкой разрезаются на 2 - 4 части.

Закуски (салаты) перед заправкой должны храниться при температуре от +2 ºС до +6 ºС в течение не более чем 1 часа.

Заправка салатов должна производиться непосредственно перед их выдачей;

154.7. полуфабрикаты из рубленого мяса, птицы, рыбы должны быть обжарены в течение 3 - 5 минут с двух сторон в нагретом до кипения жире, а затем доведены до готовности в жарочном шкафу при температуре +250 °С - +280 °С в течение 5 - 7 минут.

Жарка полуфабрикатов может производиться в жарочном шкафу, без предварительного обжаривания на электроплите, при температуре +250 °С - +270 °С в течение 20 - 25 минут.

При варке биточков на пару продолжительность тепловой обработки должна быть не менее 20 минут;

154.8. режим термической обработки блюд с использованием пароконвекторного торгово-технологического оборудования должен соответствовать технической документации на данное оборудование;

154.9. при изготовлении супов из вареного мяса или отпуске его с супом, измельченное и порционное мясо подвергается вторичной термической обработке (кипячение в бульоне, соусе или запекание в жарочном шкафу в течение 10 минут при температуре +220 °С - +250 °С);

154.10. мясной фарш, используемый для начинки пирожков, блинчиков и других мучных изделий, изготавливается из предварительно отваренного или тушеного мяса с последующим обжариванием на противне в течение 5 - 7 минут;

154.11. яйца обрабатываются в мясо-рыбном цехе путем тщательного промывания в двух специально выделенных ваннах (емкостях) – сначала в 1 %, а затем в 0,5 % растворе питьевой или кальцинированной соды при температуре около +30 °С, с последующим ополаскиванием проточной водой.

Заносить и хранить в производственных помещениях для готовой продукции необработанные яйца в кассетах запрещается.

Яйца варят в течение 10 минут после закипания воды;

154.12. смесь для омлета выливается на противень слоем 2,5 - 3 см и готовится в течение 8 - 10 минут при температуре в жарочном шкафу  +180 °С - +200 °С.

Творожные запеканки готовятся слоем 3 - 4 см в жарочном шкафу при температуре +180 °С - + 200 °С в течение 20 - 30 минут;

154.13. сосиски, вареные колбасы после порционирования очищают от полимерной оболочки и отваривают в течение 5 минут с момента закипания воды;

154.14. кисели, компоты охлаждаются в емкостях, в которых они были приготовлены, в закрытом виде в холодном цехе;

154.15. гарниры (отварные макаронные изделия, рис) должны промываться только горячей кипяченой водой;

154.16. переливание перед раздачей из потребительской тары в емкости молока, кисломолочных и других напитков, соков запрещается.

155. В учреждениях дошкольного образования ежедневно должен осуществляться отбор суточных проб каждого приготовленного блюда.

Отбор суточных проб приготовленных блюд производится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в стерильные емкости с крышками.

Каждое приготовленное блюдо отбирается в отдельную емкость объемом 200 - 250 мл. Супы, напитки, гарниры (каши, творожное, яичное блюда) отбирают в объеме не менее 100 мл, мясные, рыбные блюда, салаты отбирают в объеме не менее 70 - 100 г.

Суточные пробы приготовленных блюд хранят в холодильнике для готовой продукции в течение 24 часов при температуре +2 °С - + 6 °С.

Допускается не отбирать суточную пробу приготовленных блюд от партии менее 30 порций. Суточные пробы приготовленных блюд могут отбираться в уменьшенном объеме, но не менее чем 50 граммов, если это предусмотрено выходом приготовленного блюда.

По истечении срока хранения суточные пробы приготовленных блюд утилизируются, емкости тщательно моются с применением разрешенных моющих средств и стерилизуются путем кипячения в течение 15 минут в 2 % растворе питьевой соды либо 30 минут без добавления питьевой соды.

156. Выдача готовой пищи воспитанникам должна проводиться только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном журнале) по форме согласно приложению 10 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

Состав бракеражной комиссии утверждается руководителем учреждения дошкольного образования. В состав бракеражной комиссии в обязательном порядке включается медицинский работник.

157. По окончании месяца (оптимально – один раз в 7 рабочих дней) медицинским работником (или иным уполномоченным лицом) проводится анализ питания по форме согласно приложению 11 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

158. Прием пищи воспитанниками проводится при выполнении следующих условий:

помещение перед приемом пищи проветривается;

столы покрываются чистой скатертью или сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;

столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;

при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C - 16 °C;

смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.

159. Питание воспитанников может быть организовано в общей столовой учреждения дошкольного образования при выполнении следующих требований:

график работы столовой должен обеспечивать соблюдение режима дня и режима питания воспитанников;

количество посадочных мест в столовой должно быть не более чем на 50 воспитанников, площадь на одно посадочное место – 1,2 м2;

мебель должна быть установлена в соответствии с ростом воспитанников;

для мытья посуды должна быть оборудована моечная с установкой трех посудомоечных ванн (с разводкой горячей воды к каждой моечной ванне) или малогабаритной посудомоечной машины;

должны предусматриваться условия для обеззараживания посуды (достаточный объем ванн, установка сухожарового шкафа);

должно быть не менее трех комплектов столовой посуды на одно посадочное место;

при столовой должен быть предусмотрен санитарный узел для воспитанников с установкой одного унитаза и умывальника.

При регистрации в группе инфекционных заболеваний данная группа переводится на карантинный режим, и кормление воспитанников должно быть организовано в групповой ячейке.

При осложнении эпидемической ситуации функционирование столовой запрещается.

свернуть

Памятка "В каких продуктах живут витамины"

Организация питания, рацион, режим и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

 Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

 Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

 Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

 Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

 Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

 Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

 Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%. 

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. 

Обед

 

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. 

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

 

Ужин

 

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. 

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. 

Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

 Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

 Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

 Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

свернуть

Здоровое питание

«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ».

Здоровое питание

 

Питание является одним из необходимых факторов поддержания жизни. А для сохранения и укрепления здоровья требуется здоровое питание. Эти утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовут сомнения. Однако, мог просто не задумываемся о пользе или вреде тех или  иных продуктов питания, пока не возникнут проблемы со здоровьем. Да и говорить нужно, скорее всего, о количестве потребляемых продуктов, когда они                           из полезных переходят в разряд вредных.

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна – все это необходимо нам каждый день, чтобы жить. Причем в определенных количествах и соотношениях, через определенные промежутки времени. Но мы любим себя и, не задумываясь, нарушаем любые правила, чтобы побаловать себя: копчености, ветчины, жирные молочные продукты, торты, пирожные, десерты, сахар, шоколад, кофе. При чем без меры и никто не задумывается «Зачем мне столько? И куда мой организм все это распределит?». И это отсутствие меры скоро обнаруживается в складках на животе, бедрах, одышке, неспособности пройти лишних несколько шагов. Переедание – основной путь к ожирению. В мире 20% населения разных возрастов страдает ожирением, а около 40% - избыточным весом.

Лишний вес – как один из факторов риска в развитии многих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, ИБС, инфаркт, инсульт), опорно-двигательного аппарата (артрит, остеопороз, пяточная шпора, плоскостопие), психической сферы (неврозы, психозы, депрессии).

Нарушение режима питания приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка или 12-перстной кишки, колит).

Постоянное употребление копченостей, жареных продуктов, особенно если масло для жарки используют неоднократно или сковорода не моется после каждого использования, может привести к развитию онкологических заболеваний органов пищеварения.

Поэтому, если вы хотите избежать проблем со здоровьем или устранить уже имеющиеся, вызванные неправильным питанием, то в первую очередь необходимо пересмотреть свой рацион. Теперь он у вас должен стать таким:

больше всего (или 40% от используемых продуктов) в вашем меню должно быть цельных круп, макаронов из твердых сортов пшеницы, хлеба с отрубями, картофеля;

немного меньше (или 35%) овощи и фрукты и лучше, если они выращены в вашей местности. Постарайтесь снизить употребление сладких, а значит и высококалорийных фруктов (бананы, виноград);

около 20% от дневного рациона должна составлять белковая пища – рыба (лучше морская и жирная из-за содержания йода и омега-жирных кислот), постная свинина, говядина, индейка, курица, молочные продукты (творог, молоко, сметана, кефир, йогурты) с пониженным содержанием жира;

и минимум, только 5%, в вашем питании могут присутствовать жиры (растительные и животные масла, причем 60% должны составлять растительные масла) и легкоусвояемые углеводы (кондитерские изделия, сладости, десерты, шоколад, сахар, сдоба).

Ни для кого, ни секрет, что вкусы у всех разные.

Вот также наши органы и системы – что-то любят больше, а что-то совсем не любят. И, в основном, их предпочтения единодушны в отношение витаминов и минеральных веществ.

Сердечно-сосудистая система.

Витамин С и Р – «смотрители» кровеносных сосудов, повышают эластичность, контролируют проницаемость. Большое количество их содержатся в черной смородине, клюкве, вишне, черешне, крыжовнике.

Витамин В4 – снижает уровень холестерина в организме и предотвращает развитие атеросклероза. Его много в арахисе, капусте белокачанной, овсяной крупе, рисе, твороге.

Магний – тормозит образование и ускоряет распад холестерина в организме, а, следовательно, предупреждает развитие атеросклероза и повышение артериального давления. Он содержится в зародышах пшеницы, зеленых листовых салатах, зерновом хлебе, миндале, рыбе (сельдь, скумбрия, треска, камбала, карп), молочных продуктах.

Калий – обеспечивает нормальное функционирование всех мышц, особенно сердечной, способствует выведению из организма воды. Им богаты шпинат, огурцы, картофель, морковь, лук, петрушка, спаржа, хрен, чеснок, черная смородина, чечевица, горох, капуста, грейпфруты, редис, помидоры, курага, изюм, чернослив, бобовые, хлеб ржаной, крупа овсяная.

Кремний – тормозит развитие атеросклероза, а значит, понижает артериальное давление. Включайте в питание перец болгарский, целое зерно и крупы, картофель в мундирах, свеклу, зелень, лук, топинамбур, морские растения.

Хром – снижает концентрацию холестерина в сыворотке крови, предотвращает развитие атеросклероза. Наиболее значимые его источники: черный перец, телячья печень, проросшие зерна пшеницы, пивные дрожжи, хлеб из муки грубого помола.

Кальций – усиливает действие гормона, регулирующего тонус сосудов, уменьшает проницаемость сосудов. Кальций содержит кожица всех фруктов и овощей, отруби, бобовые, фасоль, шпинат, морковь, яблоки, вишня, зелень, смородина, зеленые овощи, апельсины, хлеб ржаной, лук, кисломолочные продукты и др.

Нервная система

во «вкусах» немного схоже с сердечно-сосудистой.

Магний оказывает успокаивающее (седативное) действие на нервную систему.

Калий – обеспечивает физиологическое функционирование нервной системы, способствует снижению нервного напряжения.

Но кроме магния и калия, нервную систему «поддерживают в нормальном состоянии» и другие минералы и витамины.

Медь – препятствует развитию депрессии. Она содержится в орехах, семечках, вишне, морепродуктах, печени.

Витамин В1 – тонизирует работу нервной системы. Витамина много содержат зерновые, пивные дрожжи, печень, апельсины, горох, изюм, фасоль, картофель в кожуре, бурый рис.

Витамин В12 – главный защитник нервной системы. Большое количество его содержится в говядине, говяжьей печени, камбале, ливерной колбасе, молочных продуктах, сардинах, скумбрии.

Опорно-двигательная система.

Кальций – обеспечивает формирование костной ткани, предупреждая недоразвитие скелета и развитие рахита у детей, прогрессирование остеопороза у лиц пожилого возраста.

Сера – способствует повышению выработки коллагена в организме, что, в свою очередь, способствует развитию заболеваний суставов. Она содержится в мясе, желтке яиц, чесноке, луке, фасоли, спарже.

Антиканцерогенное действие на организм оказывает

Селен - так как было установлено, что у больных раком отмечается очень низкое содержание его в крови.

Селен содержится в морепродуктах (устрицы, креветки, морские гребешки), маслинах, оливковом масле, гречке, овсяной крупе, бобовых, свином жире.

Влияние на обменные процессы в организме оказывают:

Витамин В2 – стимулирует обмен веществ. Вместе с витамином А интенсивность обменных процессов возрастает. Он содержится в мясе, гречке, овсянке, желтке яиц, печени, проросших зернах, бананах.

Витамина А много в печени морских животных, животных сливках, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, желтке яиц.

Витамин РР – незаменим для обмена веществ. Очень много его содержится               в пекарских и пивных дрожжах, меньше в мясе, почках, печени, кисломолочных продуктах, гречке, грибах, сое, цельных крупах.

Витамин В9 и В12 – регулируют углеводный, жировой и белковый обмен. Основные источники – кисломолочные продукты, яйца, соя, дрожжи, пивные дрожжи, ботва репы, моркови, редиса, салаты, зеленый лук, говяжья печень, синезеленые водоросли, грибы.

Марганец – улучшает жировой обмен. Он содержится в арахисе, фасоли, пивных дрожжах, гречке, овсянке, рисе, проросших зернах, фундуке, моркови, зеленом чае, черной смородине, шпинате, петрушке.

Молибден – ускоритель обмена веществ. И содержится он в гречке, овсе, чечевице, ячмене, фасоли, семенах подсолнуха.

Как вы уже поняли, не зря в своем  питании вы должны использовать цельные крупы и на первом месте должна быть

Овсяная крупа (геркулес) – она содержит магний, калий, фосфор, витамины и вещества, тормозящие всасывание жиров.

На втором месте

Гречка – она содержит много белка, мало углеводов, превосходит все крупы                    по содержанию витамина В и минеральных солей – особенно магния. Очень полезна                          в сочетании с молоком.

И на третьем месте

Перловая и ячневая крупы – они богаты клетчаткой, которая мало усваивается, но служит «метлой» для очищения кишечника. Полезна при запорах и ожирении.

Овощи и фрукты также богаты клетчаткой и пищевыми волокнами, поэтому они должны быть на вашем столе круглый год в соответствии с вашими вкусами. Вот только режим питания должен соблюдаться независимо от них. Он может быть 4-х разовым и распределение пищи по объему должно быть примерно таким: завтрак – 25% суточного рациона, II завтрак – 15% суточного рациона, обед – 50% суточного рациона, ужин – 10% суточного рациона.

Завтрак и ужин должны быть обязательны, но в рекомендуемых объемах. Между приемами пищи можно съесть фрукт, выпить несладкий чай, минеральной воды без газа.

Замените в своем рационе кофе и черный чай на фруктовый или травяной, сахар                 на мед, хлеб на хлебцы, консервированные овощи на свежие – сделайте первый шаг                      к здоровому питанию.

Вы едите для того, чтобы жить, а не живете для того, чтобы есть!

свернуть

О том, как не надо кормить ребенка

О том, как не надо кормить ребенка

Семь НЕ: как не надо кормить ребенка

(заповеди для любящих и заботящихся родителей):

 

       «НЕ принуждать. Мамы и папы, тети и дяди! Бабушки, дедушки! Помните каждый день! Пищевое насилие — одно из страшнейших насилий над человеком! Огромный вред и физический, и психический! Если ребенок не хочет есть — значит, ему в данный миг есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определенное — значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения к еде!

      НЕ навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения… Прекратить! А при особой надобности? Авитаминоз, болезнь? Уговорить съесть лекарственную пищу, к примеру, лимон?.. Попробуем, но без настырности — с помощью игры, шутки, веселым внушением. Но ни намека на уговоры и препирательства!

      НЕ ублажать. Никаких пищевых награждений, никаких мороженых, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за съеденный против желания завтрак. Еда — не средство добиться послушания, а средство жить. Вознаградительными конфетками добьемся лишь избалованности, извращения вкуса и нарушения обмена веществ.

      НЕ торопить. “Ешь быстрее! Ну что ты возишься?! А ну, кто быстрее съест?” Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело личное. Спешка в еде вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если спешим, то пусть лучше ребенок недоест, чем в суматохе проглотит лишний кусок, который может обернуться ему лишней ангиной или аппендицитом.

       НЕ отвлекать. Телевизор выключен?.. Новая игрушка пока припрятана?.. Нотации не читаются?.. Ребенок отвлекается от еды сам — значит, не голоден.

       НЕ потакать. Ребенок ребенку рознь. Бывают дети со своеобразными пищевыми прихотями. Подавляющее большинство этих прихотей безобидно и может быть удовлетворено, однако некоторые маленькие гурманы не прочь закусить и спичками, и кое-чем еще. Как правило, подобные эксцессы связаны с каким-то нарушением обмена, какой-то биохимической недостаточностью. Посоветуемся с доктором. Разумеется, нельзя позволить ни себе, ни ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (скажем, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть запреты и ограничения.

       НЕ тревожиться и не тревожить. Никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следить лишь за качеством. Не приставать: “Ты поел?.. Тебе надо поесть, ты проголодался!.. Неужели не хочешь есть?” Пусть попросит, потребует, пусть вспомнит сам, да, пусть вспомнит его Природа! Не бойтесь — своего не упустит!

…Это все “не”, а где “как”? — как же кормить?.. Очень просто. Какое-то время еде надлежит быть в пределах досягаемости ребенка, ничего больше. Если младенец, то дать грудь или бутылочку при появлении беспокойства. Если малыш, то без насильно увлечь к столу, но не удерживать против воли. Если постарше, то можно сообщить, что завтрак, обед или ужин готов. Хочешь? Ешь. Не хочешь — не ешь. Вот и все.

      Будем спокойны: если только мы сами не испортим дело насилиями и соблазнами, то инстинкт всегда точно и своевременно подскажет ребенку, что, когда, сколько, в каком сочетании и последовательности нужно съесть. Детский организм знает это лучше врачей! Он еще помнит свою Природу. Не мешайте ему!

свернуть

Стоимость питания в ГУО

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Денежные нормы расходов на питание с 24 августа 2023 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2023г. № 555 «Об изменении  постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317»

в учреждениях дошкольного образования денежные нормы на питание составляют:

 

9-10,5 часов

12 часов

От 1-3 лет 3,59 руб. 4,62 руб.
От 3-7 лет 4,71 руб. 5,71 руб.

 

свернуть

Здоровое питание вашего ребенка

В жизни каждого ребенка  многое является жизненно важным. С раннего возраста формируется фундамент дальнейшего здоровья человека. В жизни человека нет такого периода, в течение которого организм рос бы так быстро, как в раннем детстве. Вот почему в нашем детском саду пристальное внимание уделяют питанию детей. В этом возрасте пища – это «строительный материал». Он необходим для интенсивного роста и развития маленького человека. Мы хотим поделиться с вами, уважаемые родители, нашими принципами и правилами питания детей.

Для того чтобы молодой растущий организм правильно развивался, пища должна по количеству и качеству (химическому составу) полностью удовлетворять как энергетические (калорийные), так и пластические (для строительных процессов) потребности его. Основное условие правильного питания: пища ребенка должна быть легко перевариваемой и усвояемой.

При правильном питании у детей развивается хороший аппетит и повышается сопротивляемость различным заболеваниям.

В питании детей овощи играют важную роль. Основная ценность овощей заключается в высоком содержании витаминов С, группы В, РР и каротина, являющегося провитамином А. Богатые витаминами овощи обладают лечебными свойствами и предупреждают возникновение у детей гиповитаминозов.

Суточная потребность детей в витаминах

Возраст ребенка

Витамины, мг

А

В1

В2

РР

В6

С

Д

До 1 г

0,5

0,5

1

5

0,5

30

500

1-3 лет

1

1

1,5

10

1

40

500

4-6 лет

1

1,5

2,5

10

1,5

50

500

Суточная потребность детей в основных минеральных веществах

Возраст ребенка

Минеральные вещества, мг

кальций

фосфор

магний

железо

До 1 г

600

500

70

10

1-3 лет

800

800

150

10

4-6 лет

1200

1450

300

15

Картофель богат крахмалом (до 24%), витаминами С, В, калием фосфором, белками. Благодаря большому содержанию крахмала и небольшому количеству клетчатки углеводы и белки картофеля усваиваются на 80-90%, особенно в таком блюде, как картофельное пюре.

Капуста является источником витаминов С, В1, U, которые оказывают лечебное действие при заболеваниях желудка и кишечника; содержит белки, углеводы, различные минеральные вещества, особенно калий. Цветная капуста богата железом, фосфором, содержит кобальт, цинк, благодаря небольшому количеству клетчатки она легко переваривается. Капусту широко применяют в детском питании.

В детском питании используют кабачки, тыкву, огурцы, помидоры, баклажаны, сладкие сорта перца, арбузы, дыни. Эти овощи содержат до 96% воды. Перец содержит большое количества витамина С(до 77%), а тыква – каротин, витамины группы В. Молодая тыква обладает высокой биологической активностью, содержит вещества, повышающие сопротивляемость организма и имеющие антиканцерогенные свойства. К большому сожалению, в наше время забыли о таком полезном овоще. В состав арбузов и дынь входят сахар (до 10%) и фолиевая кислота, которая очень нестойкая и разрушается при тепловой обработке. Поэтому арбузы и дыни в сыром виде особенно ценны для детского организма. Широко применяют в детском питании тыкву и кабачки, так как их клетчатка легко разваривается.

Широко применяют в питании детей зеленый лук, щавель, зелень петрушки, укропа. Эти овощи служат ценным источником витамина С.

В питании детей широко используют такую рыбу, как минтай, имеющий небольшое количество жира и внутримышечных костей. По питательной ценности рыба, как и мясо, служит важнейшим источником полноценного животного белка (до 23%), так как в состав его входят незаменимые аминокислоты, необходимые для построения новых тканей растущего организма ребенка. В рыбе есть фосфор, калий, кальций, железо, йод, витамины А, D и полинасыщенные незаменимые жирные кислоты. Но в большом количестве жир рыбы плохо переносится детьми, поэтому для питания детей младшего возраста рекомендуются только нежирные виды рыбы.

Для питания детей используют нежирную говядину, мясо кур и цыплят. Не рекомендуется использовать жирное мясо, так как тугоплавкий жир плохо переваривается. В мясе содержится фосфор, кальций, натрий, магний, железо. Особенно много железа в печени. Мясо богато витаминами А, D, группы В, РР. В рационе детей 1-3 лет количество животного белка должно составлять 75% общего количества белков, а 3-7 лет – 65%. В рационе ребенка 1-7 лет калорийность за счет белка должна составлять 13-15% общей суточной калорийности.

Суточная потребность ребенка в калориях

Возраст ребенка

Основные пищевые вещества, г %

Калории

белки

жиры

углеводы

1- 1,5

48

48

192

1430

1,5 – 2

53

53

212

1700

2 – 5

65-68

65-68

260-270

1800

5 - 7

70-72

70-72

280-290

2000

 

Исключительное значение для нормального пищеварения имеет соблюдение режима питания: ребенок должен принимать пищу в строго определенные часы.

И, наконец, одно из важнейших правил: пища должна быть приготовлена так, чтобы она вызывала у ребенка аппетит. Если пища вкусно приготовлена и хорошо сервирована, то уже ее вид и запах способствуют тому, чтобы она лучше усваивалась.

С возрастом изменяются состав и вид пищи, увеличиваются порции, в рецептуру включаются новые продукты. Кроме того, в рационе появляются продукты, которые труднее перевариваются, дольше задерживаются в желудке ребенка.

Дети, питающиеся недостаточно и неполноценно болеют во много раз чаще и тяжелее. Однако необходимо иметь в виду, что и систематическое перекармливание ребенка наносят вред его здоровью и развитию.

свернуть

Организация питания в ГУО

рганизация питания

в государственном учреждении образования  "Ясли-сад № 5 г.п. Бешенковичи"

Как осуществляется организация питания?

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение его в образовательном процессе.

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимет особое место. В учреждении питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. 

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом.

 

Как составляется меню?

Имеется десятидневное перспективное меню на летне-осенний и зимне-весенний периоды. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

 

Какие продукты используются для организации детского питания?

В учреждении организовано 3-х разовое питание. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. 

 

   Какие основные принципы организации питания в детском саду?

- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи. 

Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками и администрацией учреждения дошкольного образования.

свернуть

Оплата за питание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

      Обращаем ваше внимание, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. Это позволит повысить качество организации питания детей в учреждении дошкольного образования.

 

После принятия данного постановления:

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

· с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

·  с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:

· военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

· военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

·  удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

· выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

· удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

· для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

· для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

· для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

· удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

· удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

· справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

· справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования

·  справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается

· справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй – специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй – специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

свернуть
Меню раздела